Инструкция. Посмотри на эти лица. Как ты думаешь, какое лицо чаще всего бывает у тебя, когда ты смотришь на ребят своей группы (своего класса)? А на кого из них ты смотришь обычно вот так (показывают каждую из масок по очереди)? А кто из ребят на тебя чаще всего смотрит вот так? (опять показывают по очереди каждую из масок).
Четыре маски выкладывают в ряд перед ребенком. После того как он выбрал одну из них при ответе на первый вопрос, каждую из масок по очереди дают ребенку и задают вопрос, на кого он так смотрит или кто на него так смотрит. Принимается любой ответ, в том числе и отказ отвечать.
Обработка и интерпретация результатов
Эмоциональное состояние ребенка в группе проявляется в выборе маски с определенным настроением (хорошим или плохим) при ответе на первый вопрос. Подсчитывают, сколько раз были выбраны маски с хорошим и плохим настроением при ответе на вопрос «На кого из ребят ты смотришь вот так?». Если ребенок удовлетворен своим местом в группе, количество улыбающихся масок значительно превышает количество грустных. Этот показатель важнее показателя статуса (лидерства или отверженности) ребенка, так как показывает удовлетворенность детей тем местом, которое они занимают. В случае отверженности речь может идти о детях, которые предпочитают общаться со сверстниками дома, во дворе, а не в классе или группе, а потому не испытывающих тревоги от того, что здесь с ними мало общаются. Этот вариант может быть связан и с нежеланием ребенка активно общаться, его незаинтересованностью в контактах со сверстниками. В то же время и лидеры могут быть не удовлетворены своим положением, если они претендуют на более высокое место в группе либо стремятся к общению с кем-то из тех ребят, кто входит в другую группировку и не подчиняется данному лидеру. Таким образом выявляются так называемые «пассивные» и «активные» отверженные, то есть дети, которые спокойно переносят свою отверженность и не стремятся к общению, и дети, которые переживают свою отгороженность от группы.
Подсчитывают также и количество выборов «доминирование и подчинение» — как при первом вопросе (это самый важный показатель), так и при последующих ответах. Особенно это важно для детей, неудовлетворенных своим статусным местом. Те дети, у которых проявляется стремление к доминированию, не удовлетворены, как правило, своим статусным местом. Их не устраивает простое общение со сверстниками, они готовы лучше вообще прервать общение с ними, чем подчиняться. При коррекции таких детей им важно показывать навыки организации деятельности сверстников, их игр, а не просто вводить их в группу на любые роли. Дети, у которых проявляется тенденция к подчинению, не удовлетворены именно своей отверженностью и готовы к общению в любой форме. Эти дети с готовностью примут любую помощь взрослого, в то время как дети первой группы к такой помощи относятся настороженно, часто предпочитая пробиваться самостоятельно.
Читайте также:
- I. Ситовой анализ
- II.ИНДИКАТОРЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
- III. Анализ либеральных и других движений
- III. Проведение эксперимента и обработка результатов
- IV. Оформление результатов ревизии (проверки)
- IV. Оценка достижений планируемых результатов, средства контроля
- IV. Проводится анализ выполненных работ. Работы оцениваются.
- PEST-анализ
- PEST-анализ.
- SWOT-анализ
- SWOT-анализ организации
- SWOT-анализ процесса
Инструкция.
Процедура проведения.
Диагностика развития общения дошкольника.
1) МЕТОДИКА “МАСКИ” (Социометрическое исследование)
В пособии по практической психологии “Диагностика психического развития детей” (1997) Т. Д. Марцинковская отмечает, что около трети обращений к психологам связано с жалобами на “необщительность”, “замкнутость” ребенка.
Общение со взрослыми формирует практически все знания и умения детей, в том числе и знания о самом себе, стимулирует его познавательную активность. Общение со сверстниками актуализирует эти знания, формируя у ребенка более правильный, адекватный образ самого себя. Нарушения в общении, которые фиксируются в дошкольном и младшем школьном возрасте, проявляются впоследствии не только в том, что человек не умеет добиваться желаемого, конфликтует с окружающими, не умея построить правильные отношения ни дома, ни на работе. Эти нарушения могут проявиться и в познавательной, и в личностной сфере, что еще больше мешает общению и увеличивает конфликтность или отгороженность человека.
Для исследования общения ребенка со сверстниками, определения его статусного места в группе используют метод “Социометрия”. Одна из модификаций этого метода получила название “Маски” (Марцинковская Т. Д., 1997, с. 46). Этоттест предназначен для диагностики детей 5-летнего возраста и старше.
Материал.Набор из четырех масок, нарисованных на бумаге, символизирующих хорошее и плохое настроение, стремление к доминированию или подчинению.
Четыре маски выкладывают в ряд перед ребенком и начинают задавать вопросы.
“Посмотри на эти лица. Как ты думаешь, какое лицо чаще всего бывает у тебя, когда ты смотришь на ребят своей группы (своего класса)? А на кого из них ты смотришь обычно вот так (показывают каждую из масок по очереди)? А кто из ребят на тебя чаще всего смотрит вот так (опять показывают по очереди каждую из масок)?”
После того как ребенок выбрал при ответе на первый вопрос одну из масок, ему задают следующий вопрос и по очереди подают ребенку все маски. Принимается любой ответ, в том числе и отказ отвечать.
Эмоциональное состояние ребенка в группе находит отражение в выборе маски с определенным настроением (хорошим или плохим) при ответе на первый вопрос.
Подсчитывается, сколько раз были выбраны маски с хорошим и плохим настроением при ответе на вопрос “На кого из ребят ты смотришь вот так?”. Если ребенок удовлетворен своим местом в группе, количество улыбающихся масок значительно превышает количество грустных. Этот показатель важнее показателя статуса (лидерства или отверженности) ребенка, так как показывает удовлетворенность детей тем местом, которое они занимают. В случае отверженности речь может идти о детях, которые предпочитают общаться со сверстниками дома, во дворе, а не в классе или группе, а потому не испытывающих тревоги от того, что здесь с ними мало общаются. Этот вариант может быть связан и с нежеланием ребенка активно общаться, его незаинтересованностью в контактах со сверстниками. В то же время и лидеры могут быть не удовлетворены своим положением, если они претендуют на более высокое место в группе либо стремятся к общению с кем-то из тех ребят, кто входит в другую группировку и не подчиняется данному лидеру. Таким образом выявляются так называемые “пассивные” и “активные” отверженные, то есть дети, которые спокойно переносят свою отверженность и не стремятся к общению, и дети, которые переживают свою отгороженность от группы.
Суммируется также и количество выборов “доминирование и подчинение” – какпри первом вопросе (это самый важный показатель), так и при последующих ответах Особенно это важно для детей, неудовлетворенных своим статусным местом. Те дети, которых проявляется стремление к доминированию, не удовлетворены, как правило своим статусным местом. Их не устраивает простое общение со сверстниками, он) готовы лучше вообще прервать общение с ними, чем подчиняться. Дети, у которых проявляется тенденция к подчинению, не удовлетворены именно своей отверженностью и готовы к общению в любой форме. Эти дети с готовностью примут любую по мощь взрослого, в то время как дети первой группы к такой помощи относятся настороженно, часто предпочитая пробиваться самим.
2) Тест «Два домика»
Для проведения теста нужен лист бумаги, на котором рисуют два домика. Один из них побольше – красного цвета, другой поменьше – черного цвета. Как правило, этот рисунок не заготавливают заранее, а делают на глазах у ребенка черным и красным карандашами.
Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».
Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.
Дата добавления: 2015-06-27 ; Просмотров: 1629 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет